В декабре 2013 года на Первом канале состоялся премьерный показ телесериала Валерия Тодоровского "Оттепель" (производство киностудии "Мармот-фильм"). Телесериал привлёк внимание зрителей, вызвав бурные споры в социальных сетях (о героях фильма, о времени, возможности второго сезона и т. д.), и не единожды повторно транслировался на разных каналах. Двенадцатисерийный фильм режиссёр посвятил своему отцу — Петру Тодоровскому. Герои сериала — советские кинематографисты, снимающие в 1961 году полнометражный фильм. В. Тодоровский отмечал: Этот фильм, конечно, посвящён моему папе и его друзьям, многие из которых уже ушли, их не так много осталось. А это были фантастические люди, и они прожили фантастически яркую жизнь [7].

В телесериале лишь косвенно затрагивается политическая тематика эпохи оттепели (середина 1950-х — середина 60-х годов, время правления Никиты Хрущёва 1953-1964 годы). В своём интервью В. Тодоровский говорил, что он не жил в то время, о котором снят фильм: Я снимал не про время, а про людей. 60-е — это время больших надежд. Ощущение свободы, полёта, новой искренности — и есть тема, о которой я хотел рассказать в фильме [3].

Коллаж: Оттепель

Большую роль в создании особой атмосферы телесериала играет музыка. Она помогла создать тот самый колорит мечты о светлом будущем, которое скоро должно наступить. Почти всю музыку к сериалу написал Константин Меладзе. В 2014 году вышла официальная звуковая дорожка фильма — альбом с 12 композициями: "1963", "Vocalize", "Любовь", "Москвич-402", "Нет для любви преград" (инструментальная версия), "Одиночество", "Оттепель" (инструментальная версия), "Печаль", "Разлука", "Утро" и две песни — "Оттепель" и "Нет для любви преград". В 2014 году телесериал удостоен разных призов Ассоциации продюсеров кино и телевидения, и в частности, в номинации "Лучшая оригинальная музыка к телефильму/сериалу". О своей работе над музыкой к телесериалу К. Меладзе говорит: Я постарался войти в роль кинокомпозитора конца 1950-х — начала 1960-х годов. <…> я в большей степени ориентировался на Нино Роту. Примерно такая музыка звучала тогда в итальянских фильмах, ну и в наших тоже. Конечно, пришлось искать аутентичные синтезаторы, электроорганы, которых очень много в аранжировках. Это оказалось сложнее, чем найти, скажем, барабаны той поры. А когда настало время сведения, мы слегка "испортили" звук, чтобы он не был таким лощёным, как сейчас, чтобы он был таким ламповым, грязноватым. В этом фильме в итоге много инструментальной музыки и всего две песни [1].

Кроме музыки К. Меладзе, созданию интонационной характерности времени оттепели помогают две современные композиции Анатолия Кожаева — "Утро" и "Вечер". Они звучат на свадьбе Егора и Марьяны и исполнены джазовым коллективом "Эль Джаз". По информации участников коллектива, специально предоставленной авторам статьи, к ним обратился режиссёр с целью написать и записать пьесы, максимально "попадающие" в эпоху. Музыканты ориентировались на время, показанное в сериале, поэтому стилистически остановились на рок-н-ролле и балладе. Эти жанры вполне решали обозначенную задачу.

В телесериале также использовано много песен и инструментальных пьес, популярных в СССР в 50-60-е годы ХХ века. В кафе с улицы доносится песня "Троллейбус" в исполнении Ирины Бржевской (музыка А. Островского, слова Я. Белинского, 2 серия), по радио в костюмерной звучит песня "Давай никогда не ссориться" в исполнении Тамары Миансаровой (слова и музыка Ю. Цейтлина, 5 серия), в гримёрке — песня "Рулатэ" в исполнении Гелены Великановой (музыка финских студентов, привезённая в СССР О. Фельцманом, русский текст В. Войновича, 10 серия). Рок-н-ролл сопровождает студенческую вечеринку, танцы на даче у Кривицкого (She Little Sheila, My Baby Don't Low в исполнении Джина Винсента и рокабилли-группы The Blue Caps).

Драматургия сериала складывается из событий, сплетений чувств и переживаний не только героев основного действия, но и героев снимаемого ими фильма "Девушка и бригадир". Примечательно, что основное действие телесериала и действие снимаемого его героями фильма "Девушка и бригадир" имеют разный финал. Недосказанность, неопределённость, недостижимость счастья присутствуют в реальных событиях фильма (Виктор Хрусталёв после фельетона уезжает в Одессу, судьба картины "Осколки" и совместной работы Хрусталёва и Мячина неясна, Марьяна выходит замуж за достойного, но нелюбимого человека, Инга, Люся одиноки и т. д.). Напротив, фильм "Девушка и бригадир" венчается хэппи-эндом, ощущением радости и счастья. Этими двумя эмоциональными полюсами в музыкальном элементе телесериала становятся песни К. Меладзе "Оттепель" и "Нет для любви преград" (заметим, что обе песни стали популярны и "за рамками" телесериала).

Песня "Оттепель"

Песня "Оттепель" сопровождает основное действие, передавая ощущение ожидаемого, но недолговечного счастья. Режиссёр говорил композитору, что песня "Оттепель" должна быть …про то, что мы ждали чего-то лучшего, это лучшее пришло, но ненадолго [5]. Она появляется впервые в конце 1 серии телесериала и сопровождает всех героев фильма в их переживаниях, страстях, радостях, хлопотах, сомнениях, ревности и т. д.

В своём теле-интервью Первому каналу ("На ночь глядя", выпуск от 28.11.2013) В. Тодоровский отмечает, что время, представляемое в фильме — это эпоха, …в которой люди освободились и стали жить на полную катушку: чувства мощные, страсти большие, амбиции огромные, чувство свободы невероятное. И как в этом всём выжить? Действительно, все герои телесериала переживают "мощные чувства" и "сильные страсти": бьющее ключом счастье и мучительное одиночество, полнокровное, радостное бытие, свет, полёт и горестное разочарование. Талантливый оператор Виктор Хрусталёв — обаятельный и циничный, остроумный и иронично-едкий, равнодушный и вспыльчивый герой фильма, готов пожертвовать всем ради творчества. Молодой, одарённый режиссёр Егор Мячин полон больших светлых чувств. Он раним, мучим сомнениями, непримирим к банальностям. Любовные страсти и муки ревности терзают главных героинь фильма Марьяну и Ингу (любовные переживания усилены игровым вариантом любовной интриги в снимаемом кино: Маруся — Ирина), второго оператора Люсю, Надю — жену режиссёра Кривицкого и др.

Жанровая основа песни "Оттепель" — bossa nova (в переводе с португальского — "новое чувство"). В начале 60-х годов этот стиль привлекал внимание многих джазовых музыкантов своей мелодической и ритмической свежестью. Вossa nova характеризуется определённым ритмическим рисунком и протяжёнными распевными темами [9, c. 82]. Здесь музыка Меладзе своим проникновенным лиризмом сходна с лирическими песнями Микаэла Таривердиева, Анатолия Лепина, музыкой Нино Роты. Интонационный облик песни определяет преобладание нисходящей направленности мелодической линии (восходящее движение триольных мотивов в припеве кратковременно и лишь усиливает общую направленность мелодического движения вниз), "томность" хроматических проходящих звуков, акцентирование второй слабой доли такта в припеве.

Музыкальный материал песни "Оттепель" появляется в 1 серии в инструментальном варианте, затем звучит её вокальный вариант в качестве закадровой музыки, и лишь в 10 серии её исполняет в кадре певица Дина (Паулина Андреева). Этой песней в телесериале поднят чрезвычайно популярный на советской эстраде с конца 50-х годов пласт женской лирической песни. Кумирами советских людей того времени были многие эстрадные исполнительницы, в числе которых Нина Дорда, Гелена Великанова, Тамара Миансарова, Лариса Мондрус (которая одной из первых стала пританцовывать во время пения). Через эту песню с её жанровым ориентиром раскрыт один из топосов телесериала: подчёркнута особая атмосфера интимности, раскрепощённости городской интеллигенции, лёгкой ироничности, флирта.

Песня "Нет для любви преград"

"Нет для любви преград" — песня снимаемого героями телесериала фильма, полная искрящейся, карнавальной радости (эту песню исполняют солисты в сопровождении хора). К. Меладзе отмечает: Со второй песней задача была сложнее, там поют все актёры, причем под аккомпанемент оркестра, похожего по составу инструментов на оркестр Утёсова. И там нужна была точная стилизация под 1959-1961 годы [1]. В этой композиции представлена стилизация под наполненные светом массовые песни, песни из кинолент конца 50-х годов, в частности "Пять минут" из кинофильма "Карнавальная ночь"(1956, музыка А. Лепина). Музыкальная стилизация идёт в одном русле с визуальной стилизацией (костюмы, танцевальные движения участников хора, игровой элемент).

Особенность интонационного строя этой песни состоит в сочетании довольно сложных мелодических оборотов с "доходчивой интонацией". Мелодические ходы по хроматическим звукам, на широкие интервалы, большой диапазон вокальной партии, отклонения соседствуют с популярными мелодическими оборотами: опевания, ходы по звукам трезвучия, обороты-раскачки перед широким скачком, что может ассоциироваться, например, с песней "Танечка" из упомянутого кинофильма "Карнавальная ночь". Чувство радостного подъёма, воодушевления возникает благодаря устремлённой вверх мелодической линии, смене тональностей от fis-moll к A-dur. Колорит этой песне придаёт и стилизация под ламповый, "грязноватый" звук, о котором упоминает Меладзе.

Ощущение радости, светлой надежды в финальной сцене фильма "Девушка и бригадир" позволяет провести параллель с чувствами героев Людмилы Гурченко и Юрия Белова в финале кинокартины Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь": С новым счастьем! А будет оно?.. Напомним, что фильм Э. Рязанова стал одним из символов культуры эпохи оттепели в Советском Союзе. Режиссёр Александр Орлов рассказывал о своём восприятии фильма: Я помню тот поток света, радости и юмора, который врывался с этой картиной в нашу жизнь. Фильм был настоящим событием, особенно для людей, живущих в провинции. Он был связан с концом сталинской эпохи, с началом оттепели, с надеждой на то, что уж теперь-то наша жизнь обязательно изменится к лучшему [2].

Особенность музыкального элемента телесериала — достаточно протяжённое звучание композиций. Покадровое озвучивание видеоряда и вычленение отдельных небольших тем, мотивов является, скорее, исключением, нежели нормой. Музыкальный элемент медиатекста сопровождает как речевое, так и малоречевое (внеречевое) пространство телесериала [8], и композиции, в основном, звучат целиком.

Общую музыкальную атмосферу сериала создаёт композиция "1963". Это своего рода лейтмотив фильма, та самая "красная нить", которая проходит через весь фильм. Во всех 12 сериях она сопровождает вступительные титры, исполняя роль заставки и генерируя идею времени, в котором жили герои телесериала. Тодоровский отмечает, что "1963" — это …лейтмотив фильма, который работает в самых разных сценах: я чувствую в нём тему приключения. Оно может быть сексуальным, может быть на почве пьянства или просто прогулка по городу. И вот эта музыка легла на самые разные парадоксальные проявления, переплетения персонажей фильма [5].

"1963" — эстрадно-джазовая композиция и по составу оркестра, и по тембровой окраске, и по остинатному ритмическому рисунку (четверть с восьмой, заключённые в триоль), и по тонально-гармонической окраске (звучание большого мажорного и малого минорного септаккордов, трезвучия с секстой, игра мажор-минор и т. д.). Для понимания художественной задачи этой композиции необходимо пояснить следующее. В довоенные и военные годы в Советском Союзе функционировало множество джазовых коллективов: джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета под управлением Александра Цфасмана, "Государственный джаз РСФСР" под руководством Леонида Утёсова, возглавляемый Эдди Рознером Государственный джаз-оркестр БССР, множество джазовых оркестров и ансамблей в составе флота. В послевоенные годы джаз и западная танцевальная музыка (фокстрот, танго, тустеп и др.) были временно отвергнуты официальной идеологией как чуждые советскому искусству: распускались джазовые коллективы, их руководители подвергались гонениям (ссылка Эдди Рознера, Александра Варламова), джазовые оркестры переименовывались в эстрадные. VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов (Москва, 1957) стал поворотным в развитии отечественной джазовой музыки. Эдди Рознер после освобождения создаёт новый оркестр, разворачивается творческая деятельность Олега Лундстрема и его джазового оркестра. В 1962 году в СССР с гастролями прибывает известный во всём мире биг-бэнд Бенни Гудмана. В 60-е годы развивается инструментальный (классический) джаз, творчество джазовых вокалистов (например, Валентины Пономарёвой), формируется отечественная джазовая композиторская школа (Олег Лундстрем, Юрий Саульский, Георгий Гаранян и многие другие). В этом контексте использование в телесериале "Оттепель" в качестве заглавной темы (темы-увертюры) эстрадно-джазовой композиции "1963" является симптоматичным, позволяя проводить параллели с эпохой: запрет на джазовую музыку снят, эстрадно-джазовая композиция — символ ощущения свободы нового времени.

"1963"

Многие композиции телесериала отличает пронзительная, полная тонкой романтики лирика. Таковы композиции "Любовь", "Одиночество", "Печаль", "Vocalize". Две композиции, на наш взгляд, можно трактовать персонифицированно, связывая их с двумя главными героями — Егором Мячиным и Виктором Хрусталёвым.

Эмоционально-экспрессивная композиция "Любовь" сопровождает Мячина, передавая его страстно-порывистое чувство любви к Марьяне (он впервые встречает Марьяну в костюмерной, едет с ней на мотороллере, мечтает в полупустом вагоне метро). Теплота и полнота звучания первого мотива с секстой у струнных инструментов сочетается с лёгкостью и ритмичностью второго тематического элемента.

"Любовь"

Этот номер вызывает ассоциации со многими лирическими композициями о любви, в частности с песней "Любовь — это счастье" (музыка А. Лепина, стихи В. Лившица), не вошедшей в кинофильм "Карнавальная ночь". Их сближает общий эмоциональный настрой, сочетание лирического тематического элемента (у струнных инструментов или в сопровождении струнных инструментов) с танцевальным. Оркестровое вступление в песне "Любовь — это счастье" передаёт чувство внутреннего подъёма, всё движение направлено вверх (как и в теме "Любви" из сериала "Оттепель"). Начало темы у солирующего фортепиано из номера "Любовь" телесериала "Оттепель" можно сравнить с началом вокальной партии в песне "Любовь — это счастье". Хроматическая изломанность "уводит" музыкальный тематизм из сферы массовых песен, приближая к интонационному строю вокальных партий мюзикла.

Песня "Любовь — это счастье"
для к/ф "Карнавальная ночь" (исполняет Л. Гурченко)

Мюзикл как жанр не был широко распространен в СССР, советская интерпретация этого эстрадного жанра только складывалась, прежде всего, в кинематографе (к примеру, фильмы Г. Александрова с музыкой И. Дунаевского). Диалог эстрадного и академического искусства предопределил сочетание в мелосе мюзикла простого и сложного интонационного мелодического строя. Будучи культурным явлением Бродвея, мюзикл стал притягательным любой публике. Ассоциативный ряд номера "Любовь", таким образом, отсылает зрителя к советской эпохе, в которой переосмысливалось использование нового американского жанра, получившего в дальнейшем целенаправленное развитие в Советским Союзе.

"Одиночество"

Хрусталёва сопровождает композиция "Одиночество". Один из ярких эпизодов, озвученный этой композицией — вечеринка в его квартире, когда он одиноко сидит на подоконнике в компании шумных и весёлых, неожиданно нагрянувших гостей (11 серия). Тема одиночества сопровождает его и во время свиданий с Марьяной (2 серия), с Ингой (9 серия), звучит в моменты тягостного ожидания Хрусталёва Марьяной (2 серия). Основной интонационный настрой создаётся темой с широкими "падающими" интонациями квинты и сексты, дополняемыми "сползающими" хроматическими секундами, томной темой у солирующего кларнета. Заметим, что первая тема интонационно близка мелодии Н. Роты к кинофильму "Амаркорд" (1973, режиссёр Ф. Феллини). Лирические темы телесериала позволяют также провести аналогии и с иными композициями Н. Роты из кинофильмов 60-70-х годов, в частности с главной темой из кинофильма "Крёстный отец" (1972, режиссёр Ф. Коппола) и темой любви из кинофильма "Ромео и Джульетта" (1968, режиссёр Ф. Дзеффирелли). Несмотря на отсутствие прямых интонационных параллелей, ассоциативный ряд номера обращён к сюжетному подтексту (сломанные судьбы героев, трагическая развязка) этой "кинематографической" эпохи.

Композиция "Vocalize" — передача предчувствия, тревоги. В "суету сует" втянуты все герои фильма. "Vocalize" сопровождает паническую атаку Егора, требующего у Регины обязательно "красный чемодан", попытки Марьяны начать съёмку, заканчивающиеся неудачей, страдания Люси по поводу безответной любви, суету в связи с поиском Марьяны. Композиция словно предвосхищает последующие сложные и драматические события: смерть Кости Паршина (перед этим она же сопровождает пьяное гулянье Кости и Виктора), драку Егора и Виктора, арест Виктора. Атмосфера тревожного ожидания, предчувствия создаётся остинатным движением в сопровождении, чередованием восьмых длительностей с паузами (как прерывистое дыхание) в вокальной партии и аккомпанементе. Фактура насыщена полифоническими приёмами (каноническая секвенция, контрастная полифония с комплементарной ритмикой).

"Vocalize"

От редакции: Эта композиция Константина Меладзе явно отсылает нас к творчеству французского эстрадного вокально-инструментального ансамбля 1960-х годов под руководством Уорда Свингла The Swingle Singers с его ярчайшими опытами в области барок-джаза. В музыкальном плане звучание Баха в интерпретации The Swingle Singers стало одним из самых узнаваемых символов "модерна" того времени. Конечно, оно не имеет аналогов в музыке советских композиторов и киномузыке 60-х, скорее, показывает моду в медиакультуре. Соответственно, помимо психологического функционирования в аудиопартитуре фильма, своеобразно характеризует время.

В уже упомянутом теле-интервью режиссёр определил жанр телесериала как производственная мелодрама с элементами комедии, мюзикла и детектива. "Оттепель", по его словам, адская смесь, карнавальность и безумие [5]. В карнавальность втянуты не только герои снимаемого фильма, но и герои основного действия (падения Кривицкого, Егор в багажнике машины, комичные ситуации во время съёмки и т. д.). Эта же особенность свойственна и музыкальному элементу медиатекста. Музыкальный мир телесериала также отличается полижанровостью и полистилистичностью: джаз, рок-н-ролл, босса-нова, массовая песня, лирическая песня, гитарный наигрыш (наигрыш Петра Тодоровского), дворовая песня ("Каким меня ты ядом напоила").

В этом контексте снова невольно возникают ассоциации с фильмом "Карнавальная ночь". Украинский музыковед Александр Резник даже называет Анатолия Лепина советским Нино Рота. Он очень точно характеризует его музыку в контексте культуры оттепели: Джаз, шансон, танго и фокстрот, "салонные" романсы в немалой степени благодаря этому фильму — и музыке А. Лепина — перестали считаться атрибутами "загнивающего Запада" и "проклятого прошлого". Фильм дал толчок к стремительному обновлению советской эстрады молодыми исполнителями, многие из которых стали всенародно популярны благодаря участию в нём и исполнению песен А. Лепина, более того — к зарождению отечественного шоу-бизнеса (пусть даже и неофициального). И далее: В "Карнавальной ночи", "Мы с Вами…", "Бровкине" и "Девушке" — целая россыпь песенных шлягеров и инструментальных мелодий, в зажигательных ритмах которых кружилась вся страна. Можно смело утверждать, что А. Лепин, начав успешно "шагать по жизни" в сталинскую эпоху, достиг творческого расцвета именно в эпоху Оттепели, а его наиболее популярные песни стали музыкальными маркерами этой эпохи [6]. В "Карнавальной ночи" все концертные номера — это вернисаж стилей и жанров (фокстрот, пасадобль, лирическая песня, вальс), скреплённых воедино благодаря композиционному принципу: музыкальный номер — гневная реакция товарища Огурцова. Такая же полистилистичность и полижанровость свойственна и музыкальной составляющей телесериала "Оттепель".

Отметим ещё одну особенность музыкального элемента медиатекста, обусловленную художественным замыслом телесериала. При всей достоверности многих деталей в телесериале (холодильник "ЗиЛ", радиола "Ригонда", машина "Москвич-402", папиросы "Казбек", чугунная урна, бусы, стиль одежды и т. д.) жизнь шестидесятников мифологизирована. Режиссёр отмечает: Просто были очень яркие моменты в истории страны, когда кипели сильные страсти. Фактура начала 60-х красивая. Есть ещё момент: шестидесятники <…> из реальных людей превращаются в миф. Подождите ещё десять лет — и это будет чистая легенда. То есть можно сказать, что "Оттепель" — это мифологизация 60-х [3]. И ещё одно его высказывание: "Оттепель" — это не реалистичное отображение 60-х, а ощущения от той эпохи, наше понимание легенды. Поэтому фильм такой красивый чисто с визуальной точки зрения. Даже актрис набирали по этому принципу: чтобы красивая была [4]. Условность художественного изображения присутствует не только в снимаемом фильме "Девушка и бригадир", но и в показе жизни и быта 60-х годов. Музыкальный элемент медиатекста помогает "мифологизировать" представляемое время. Несмотря на включение музыки 50-60-х годов и стилизацию в песне "Нет для любви преград", музыка выходит за "стилевые рамки" этой эпохи, представляя взгляд со стороны, из другого времени.

Финал фильма смешивает основное действие и действие снимаемого фильма "Девушка и бригадир" (зритель видит смешение кадров обеих драматургических линий). Все они переведены в чёрно-белый формат документального кино. Характерно, что сменяющиеся кадры сопровождает оптимистичная и радостная песня "Нет для любви преград". Этот эффект словно "отдаляет" зрителя от всех драматических событий телесериала, запечатлевая современное представление о той эпохе как о времени мечты и надежды.

Музыкальный элемент медиатекста телесериала помогает обрисовать культурную направленность движения общества, которую в целом характеризуют либерализация, устремлённость (пусть и ограниченная) к диалогу, эмоциональность, чувственность. Музыкальный элемент включает в себя как музыку эпохи оттепели, так и композиции современных авторов, специально написанные для сериала. Создателями фильма был использован комплекс музыкальных приёмов и средств музыкальной выразительности для интонационной характеристики этого времени. Приёмы прямого цитирования (популярные песни и танцевальная музыка 50-60-х годов) дополняются приёмами стилизации популярных жанров и стилей того времени (массовая песня, рок-н-ролл). Открытая ассоциативность музыкального элемента телесериала позволяет провести аналогии с рядом музыкальных явлений того времени: аллюзии на музыкальный ряд отечественных и зарубежных кинофильмов.

Стилевые и жанровые ориентиры позволяют представить эпоху оттепели в её своеобразии. Музыкально это выражено через приёмы полистилистики и полижанровости. Приоритеты музыкального элемента медиатекста определены теми стилями и жанрами, которые стали популярными на эстраде, в быту, на экране после их длительного запрета в СССР: джаз, рок-н-ролл, босса-нова. Наряду с ними в телесериале появляются и другие "герои" этого времени — дворовая песня, бардовская песня (хотя и опосредованно — через гитарный наигрыш). Либерализация культурной жизни в СССР сказалась и на усилении лирического направления в инструментальных и вокальных жанрах этого времени. Потому неудивительно, что музыкальный ряд телесериала наряду с танцевальными пьесами содержит множество лирических композиций.

Список литературы

  1. Барабанов Б. Константин Меладзе: "Я, может быть, и выкарабкался только благодаря работе с Валерием Тодоровским" // Коммерсант. 03.12.2013. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2358799 (дата обращения: 16.03.2019).
  2. Грабенко Л. На актера Юрия Белова донесли в органы после того, как на вечеринке он позволил себе неосторожные слова о Хрущёве. Белову грозил серьезный срок, и, дабы уберечь артиста от тюрьмы, его объявили невменяемым и отправили в психушку // Бульвар Гордона. 27.07.2010. URL: http://bulvar.com.ua/gazeta/archive/s30_64041/6307.html (дата обращения: 10.05.2019).
  3. Ефимов С. Валерий Тодоровский: "Я решил, что в "Оттепели" все женщины будут красивыми" // Комсомольская правда. 02.12.2013. URL: https://www.dv.kp.ru/daily/26166.5/3053484/ (дата обращения: 03.12.2019).
  4. Ефимов С. Cегодня "Оттепель", а завтра — холода... // Комсомольская правда. 04.12.2013. URL: https://www.dv.kp.ru/daily/26167.2/3054154/ (дата обращения: 03.12.2019).
  5. Пшеничный О. Валерий Тодоровский: "Герой с большой буквы всегда антигерой" // Совершенно секретно. 24.12.2013. URL: https://www.sovsekretno.ru/articles/valeriy-todorovskiy-geroy-s-bolshoy-bukvy-vsegda-antigeroy/ (дата обращения: 03.12.2019).
  6. Резник А. Советский Нино Рота 50-х годов. Раздумья об Анатолии Лепине // Персональный сайт Олександра Рiзника. URL: http://riznik.kiev.ua/statty/69-anatoly-lepin.html (дата обращения: 17.04.2017).
  7. Филоненко Г. На Первом канале — фильм о шестидесятниках "Оттепель" // Веб-сайт Первого канала. 02.12.2013. URL: https://www.1tv.ru/news/2013-12-02/55066-na_pervom_kanale_film_o_shestidesyatnikah_ottepel (дата обращения: 16.03.2019).
  8. Чернышов А. В. Музыкальное оформление игрового телесериала // ЭНЖ "Медиамузыка". № 9 (2018). URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/9_2.html
  9. Чугунов Ю. Н. Гармония в джазе: Учебно-методическое пособие. М.: Сов. композитор, 1988. 152 с.

References

  1. Barabanov B. Konstantin Meladze: "Ya, mozhet byt', i vykarabkalsya tol'ko blagodarya rabote s Valeriem Todorovskim". In Kommersant, 2013, December 3. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2358799 (accessed 16.03.2019). (In Russian).
  2. Grabenko L. Na aktera Yuriya Belova donesli v organy posle togo, kak na vecherinke on pozvolil sebe neostorozhnye slova o Khrushcheve. Belovu grozil ser'ezniy srok, i, daby uberech' artista ot tyur'my, ego ob'yavili nevmenyaemym i otpravili v psikhushku. In Bul'var Gordona, 2010, July 27. URL: http://bulvar.com.ua/gazeta/archive/s30_64041/6307.html (accessed 10.05.2019). (In Russian).
  3. Efimov S. Valeriy Todorovskiy: "Ya reshil, chto v "Ottepeli" vse zhenshchiny budut krasivymi". In Komsomol'skaya pravda, 2013, December 2. URL: https://www.dv.kp.ru/daily/26166.5/3053484/ (accessed 03.12.2019). (In Russian).
  4. Efimov S. Cegodnya "Ottepel'", a zavtra — kholoda... In Komsomol'skaya pravda, 2013, December 04. URL: https://www.dv.kp.ru/daily/26167.2/3054154/ (accessed 03.12.2019). (In Russian).
  5. Pshenichniy O. Valeriy Todorovskiy: "Geroy s bol'shoy bukvy vsegda antigeroy". In Sovershenno sekretno, 2013, December 24. URL: https://www.sovsekretno.ru/articles/valeriy-todorovskiy-geroy-s-bolshoy-bukvy-vsegda-antigeroy/ (accessed 03.12.2019). (In Russian).
  6. Reznik A. Sovetskiy Nino Rota 50-kh godov. Razdum'ya ob Anatolii Lepine. In Personal'nyi sait Oleksandra Riznika. URL: http://riznik.kiev.ua/statty/69-anatoly-lepin.html (accessed 17.04.2017). (In Russian).
  7. Filonenko G. Na Pervom kanale — fil'm o shestidesyatnikakh "Ottepel'". In Veb-sait Pervogo kanala, 2013, December 2. URL: https://www.1tv.ru/news/2013-12-02/55066-na_pervom_kanale_film_o_shestidesyatnikah_ottepel (accessed 16.03.2019). (In Russian).
  8. Chernyshov A. V. Muzykal'noe oformlenie igrovogo teleseriala. In ENZh "Mediamuzyka" [ESM "Mediamusic"], 2018, no. 9. URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/9_2.html (In Russian).
  9. Chugunov Yu. N. Garmoniya v dzhaze: Uchebno-metodicheskoe posobie. Moscow: Sov. kompozitor, 1988. 152 p. (In Russian).

УДК 78.05 + 791.43

Библиографическая ссылка:

Лицензия Creative Commons