ASMR

На экране компьютера мы видим крупным планом руки, сворачивающие кусок материала около микрофона, тихо потрескивает камин или свеча на заднем плане, потом кто-то что-то шепчет то в левый, то в правый динамик наших наушников, нежное потирание ладоней, имитация дотрагивания ими до зрителей (в духе бесконтактной японской техники "рэйки"), будто этот кто-то находится с нами в одном пространстве по одну сторону монитора, и буквально через мгновения от затылка и вниз по телу разливаются пульсирующие волны, заставляющие нас смотреть и слушать видеофильм дальше и дальше...

Вегетативная сенсорная меридиональная реакция (англ. Autonomous (Autonomic) Sensory Meridian Response) всё больше и больше эксплуатируется посредством новых аудио- и видеороликов, в огромном количестве представленных в сети "Интернет", прежде всего, на видеохостингах Twitch и YouTube. Создают эти ролики с 2010-х годов разные блогеры по всему миру, которые экспериментируют, какие именно звуки и как именно воздействуют на мозг того или иного человека, каким должна быть динамика развития звуковых пластов, и как должен вести себя выступающий на экране для достижения максимального эффекта физиологического удовольствия зрителя. Это наглядный пример того, как спонтанная медийная практика, оторвавшись от научного обоснования, стала самостановящейся отраслью не только рынка (видеоролики монетизируются посредством коммерческой рекламы), но и специфического звукового и визуально-звукового театрального творчества ASMRтистов (англ. ASMRtists).

Считается, что термин и аббревиатура ASMR возникли в интернет-культуре и были предложены нью-йоркским специалистом по информационной безопасности Джен(нифер) Аллен, в 2010 году создавшей одноименную группу на Facebook (псевдонимом Envelope Nomia)1. Меридиональная (эйфорическая) реакция в данной аббревиатуре противопоставлена термину оргазмической реакции, чтобы понимать, что никакого физиологического возбуждения сексуального типа ASMR-стимуляция не производит (при этом стимуляция может быть как случайно полученной, так и полученной преднамеренно). Хотя, надо отметить, что впоследствии появилось отдельное ответвление ASMR-эротики, получившей жаргонное американское наименование ASMRotica. Так что вышеназванное разграничение терминов довольно спорно.

1 Надо отменить, что существуют и другие интернет-термины, например, Attention Induced Head Orgasm ("Оргазм головы, вызванный вниманием") или Unnamed Feeling ("Безымянное чувство").

Конечно, о звуковом искусстве в устоявшемся смысле этого слова здесь говорить нельзя, поскольку преднамеренная ASMR-стимуляция производится не художественными шумами, не сонорными "красками" и даже не образной "сонористикой", о которых спорят в связи с музыкальным авангардом музыковеды Восточной Европы (Ю. М. Хоминьский, Ю. Н. Холопов, А. Л. Маклыгин, З. Гранат). Также и шумология (термин введен Максимом Викторовичем Бысько) не ставит своей задачей изучать способность шумов вызывать ASMR-чувство, ограничиваясь психоакустикой, семиотикой и "музыкальностью" шума [2].

В случае с ASMR-стимуляцией, тембр как обертоновая окраска звука и темброзвучность меняют свой акцент на прямое воздействие на определённые нервные рецепторы, за которым напрямую следует физическое удовольствие. Изначально автономная сенсорная меридиональная реакция — это исключительно биологический эффект, вызывающий разнообразные физиологические "приятности" в виде "оргазма головного мозга" (англ. breingasm), при доставлении которых совершенно неважно эммелические (высотно определённые) или экмелические (высотно неопределённые) созвучия использовались, также неважно, создавали ли шумы художественные образы. Главное, насколько звуковой пласт помог реципиенту успокоиться и получить желаемый эффект (расслабление, наслаждение, сон).

При помощи тихого шуршания, гудения, причмокивания, хруста, потрескивания, шёпота и т. п. ASMRтистами искусственно создаётся релаксическая аудио-атмосфера сугубо гедонистического плана, цель которой не в колористическом образе, а в сенсорном ответе психики (при этом не любая психика подвержена ответной реакции при воздействии указанной звуковой атмосферы2). Назначение ASMR-звуков, скорее, физиотерапевтическое, хотя наукой пока однозначно не доказано, обладает ли полученное реципиентом удовольствие от прослушивания приятных уху звуков, созвучий и/или аудио-пластов каким-либо медицинским последствием (пользой либо, наоборот, вредом)3. Но некоторые ученые заявляют о терапевтическим эффекте ASMR-стимуляции [4].

2 Например, доктор медицины Крис Смит пишет, что из принимавших в исследовании 500 человек ASMR-стимуляции подверглись 69-75% из них [8].

3 Так, доцент Школы медицины Йельского университета, невролог Стивен Пол Новелла предположил, что ASMR-эффектом является одно из проявлений положительного припадка (https://theness.com/neurologicablog/index.php/asmr/.

Пользователи ASMR-роликов описывают в комментариях полученный эффект как приятное покалывание в затылке ("мурашки" | англ. piloerection), пульсация в голове и ощущение расхождения волн статического электричества на коже верхней части спины, которое сопровождается общим успокоением, расслаблением и положительными эмоциями. При этом одни пользователи предпочитают более агрессивные звуки активного постукивания и трения жёстких поверхностей, другие же — физически не приемлют первые и признают только мягкие пошаркивания кисточек и воздушные колебания от взмахов рук, шёпот и наличие больших пауз внутри аудиопотока, часто составляющих до 40% от всей длительности. К примеру, вот такое статистическое исследование сделал один из пользователей социальной сети Reddit:

Профессиональная видеоиндустрия тут же присвоила себе опыт ASMRтистов. Здесь можно упомянуть область рекламы и телекино. Тихая, шепчущая ASMR-реклама (к примеру, хрустящего шоколада Dove или хрустящих куриных ножек KFC) резко выделяется на фоне традиционно кричащей телерекламы. С 2017 года компания IKEA создаёт длительные (15–30 минут) рекламные интернет-видеоролики в духе ASMR-стимуляции человеческой психики (в данном случае, покупателя). А в 2021 году телерадиокомпания BBC выпустила шестисерийный сериал Zen School Of Motoring с умышленным применением ASMR-эффектов, в котором рэпер Огмиос (Иван Батальеро-Оуэн) разъезжает в автомобиле по улицам Лондона, тихо комментирует происходящее, размышляет о жизни и творчестве (сериал снят на видеорегистратор, вышел на BBC iPlayer).

Профессиональная аудиокультура (в том числе музыкальная) также откликнулась на новые интересы публики. Можно назвать плейлисты из ASMR-треков на Яндекс.Музыке, Spotify, SoundCloud, специфические релаксические диджей-сеты в ночных техно-клубах типа берлинского Berghain, пьесу Lonely at the Top (2015) Холли Херндон, представляющую собой ни что иное, как тихую "конкретную" музыку (музыку записанных шумов), смонтированную компьютерными средствами, или немецкие радиопередачи американки Клэр Толан You’re Worth It (2013-2015, Berlin Community Radio)4.

4 Аналогичные проекты стали появляться в радиовещании в других стран. К примеру, это ASMR-шоу Мари Тоузлэнд и Софи Маллетт на лондонском некоммерческом музыкальном радио Resonance FM.

Конечно, приятные стимулирующие звуки не были изобретением интернет-блогеров и были известны задолго до них. Так, в романе британской писательницы Вирджинии Вулф "Миссис Дэллоуэй" (1925) можно встретить такое описание воздействия человеческого голоса: "K... R..." — сказала няня, и Септимус услышал, как она произнесла "Kay Arr" рядом с его ухом, глубоко, нежно, подобно мягкому органу, но с шероховатостью в ее голосе, как у кузнечика, который восхитительно скрежетал ему по позвоночнику и заставлял бежать в его мозг звуковые волны, которые, сотрясаясь, разбивались [пер. с англ. Чернышова А. В.]. А винчестерский доктор биофармацевтических наук Крейг Ричард (Университет Шенандоа) в аудиоподкасте своего специального сайта "ASMR University" уводит слушателей в глубокую историю эпох Просвещения и Священной Римской империи, — вплоть до взаимоотношений приматов и волосатых рептилоидов [7].

Сербский доктор медицины и врач общей практики Саша Милошевич указывает, что автономный сенсорный меридианный ответ (ASMR) — один из самых странных синдромов, о которых сообщают некоторые люди. Хотя это было замечено очень давно, до недавнего времени ученые не особо интересовались им, вероятно, потому, что люди, испытывающие это, описывают это не как жалобу, а как приятное чувство. [...] Похоже, что существует генетическая предрасположенность к способности испытать это явление, учитывая, что были обнаружены некоторые случаи семейного происхождения. Трудно оценить, какие факторы окружающей среды могут повлиять на развитие ASMR, поскольку оно проявляется в очень молодом возрасте. ASMR — одно из интереснейших явлений в медицине человека. Поскольку он оказывает положительное влияние на настроение и облегчение боли, среди учёных растет интерес к дальнейшему исследованию точной причины и того, как его можно вызвать и использовать у людей с депрессией, тревогой и хронической болью. Проблемы безопасности при использовании ASMR еще не обсуждались из-за отсутствия доказательств. Будущие исследования, безусловно, дадут больше информации обо всех аспектах этого явления [6].

Однако с точки зрения психологии, всё-таки научные разработки и научные опыты по ASMR уже есть. Например, Эмма Л. Барратт, Чарльз Спенс и Ник Дж. Дэвис (Великобритания) на основании проведенного опроса пишут, что наиболее эффективными стимулами ASMR выступают низкие и резонирующие звуки, медленные движения, детализированные изображения, а фоновая музыка ASMR-стимуляции, наоборот, часто препятствует. При этом получение схожего физиологического удовольствия от прослушивания музыки является иным эффектом [как правило, здесь мурашки движутся, наоборот, вверх от спины к щекам], именуемым "фриссон" (англ. frisson). Авторы не исключают, что ASMR является противоположным явлением по отношению к мисофонии (англ. misophonia), сильной раздражительности от неприятных тихих звуков, вызывающих вспышки гнева и отвращения [4]. Кстати, мисофоники резко критикуют и совершенно не понимают любое творчество ASMRтистов.

Более того, ASMR-эффект проверен уже при помощи МРТ-сканнера Philips 3.0-T Philips Intera. К примеру, вот такие снимки мозга показывают нейронную активацию в момент его стимуляции посредством просмотра и прослушивания видеороликов ASMRтистов видеохостинга YouTube [5]:

ASMR

Тем не менее, будущее медицинской науки совсем не отменяет настоящее практики ASMRтистов, которые приступили к художественно-подобному "излечению" своих "пациентов" уже сегодня.

Собственно, для жителей Советского Союза это явление вообще известно еще с 1989-го года, когда на Центральном телевидении на четыре года появился Алан Чумак с его "оздоровительными сеансами". Советский целитель причмокивал губами, громко вздыхал, сглатывал и делал "энергораспределяющие" пассы руками, от которых через микрофон расходились приятные воздушные био-волны и шуршание материи пиджака, водил ладонями в духе модной в то время восточной техники "рэйки", а сам телеведущий глазами и манипуляциями был обращен непосредственно к своему зрителю, верившему в чудодейственную силу голубого экрана. Неизвестно, заряжались ли вода и кремы от этих действий, но "массаж головного мозга" от Чумака получали многие люди. Неслучайно, что современные ASMRтисты, даже иностранные, нередко подражают советской телезвезде.

Другие жители мира, к примеру, американские, пристрастились к ASMR-стимуляции, скорее всего, случайно. Примерно тогда же уроки рисования художника телеведущего канала PBS Боба Росса смотрели чаще люди, равнодушные к живописи, но получающие экстатическое наслаждение от мягкого голоса художника, от наблюдения за действиями живописца и от звуков его кисти (грифеля). В 2008 году телепередачи Росса были выложены на созданном Janson Media YouTube-канале, получившем значительную популярность.

А чуть позже, в 2009 году, появился специализированный английский канал "WhisperingLife" (создатель канала настоящее имя просит не раскрывать), на котором без видеоряда шепчутся тексты, изначально нацеленные на "мурашки" и расслабление слушателя (сегодня таких YouTube-шептунов сосчитать уже невозможно).

Сегодня происходит становление самостоятельной виртуальной ASMR-субкультуры, имеющей свои сообщества в социальных сетях (наверное, одно их самых популярных сообществ на Reddit), форумы в мессенджерах, сайты аудиоподкастов (например, www.theasmrpodcast.com), а также видеоканалы на YouTube с многомиллионными аудиториями. Например, среди популярных есть канал российско-американской девушки Марии, выступающей под псевдонимом "Gentle Whispering" (более 2 млн. подписчиков). Количество блогеров, занимающихся созданием роликов исключительно в духе ASMR, непомерно быстро растёт с каждым годом (в 2021 году таких роликов только на YouTube стало более 15 млн.), многие пользователи смотрят ASMR-ролики ежедневно, чаще перед сном (в связи с этим контекстная реклама вырастает в цене с 22:30 в каждом часовом поясе), что составляет значительную конкуренцию потреблению традиционной кинопродукции или музыкальных опусов. Исследования Google показывают, что новое слово "ASMR" стало популярнее на YouTube, чем "конфета" или "шоколад":

Этот звуковой и визуально-звуковой феномен вписывается в протестную деятельность против скорости и громкости современной цивилизации. Вполне гармонично поднятие темы ASMR выглядело на так называемой "Скучной конференции" (англ. Boring Conference) в восточном Лондоне в 2012 году, правда, термин тогда расшифровывали несколько иначе — Auto-Sensory Meridian Response (в первоначальной версии используется термин "Autonomous", то есть не автоматический, а автономный или вегетативный). Слуховые, зрительные и/или смешанные зрительно-слуховые стимулы рассматривались не с медицинской точки зрения, а с точки зрения современной "скучной" культуры, постепенно становящейся модным способом справиться с депрессией и бессонницей, а также расслабиться не только в домашней обстановке, но и в общественном месте.

Вполне закономерно, что на протяжении 2015 – 2016 годов в Тихоокеанском центре дизайна в Лос-Анджелесе проходила иммерсивная видеоинсталляция Джули Уайтц Touch Museum, построенная на эффектах ASMR. Посетители попадали в вестибюль, пол которого был выстлан толстым пенопластом, затем, похрустывая ногами, проходили семь полутемных комнат с экранами, с которых нисходили видео-стимуляторы, а фоном звучала тихая музыка лос-анджелесского композитора Бенджамина Уинна (Деру) в стиле нью-эйдж. В последней комнате посетители оказывались между двух видеоэкранов, с которых художница светила фонариком прямо в лицо зрителям и шептала философские тексты французского философа Эммануэля Левинаса, в то время как сабвуфер издавал глубокие, глухие удары, от которых расходились вибрации по полу. У аудитории это вызывало успокоение, релаксическое удовольствие и даже слёзы счастья.

https://www.eventbrite.co.uk/e/asmr-experience-rooms-by-fuze-tea-tickets-51647598357?aff=ebdssbdestsearch

Аналогичные иммерсивные комнаты (ASMR Experience Rooms) в 2018 году были представлены в Лондоне корпорацией The Coca Cola Company в качестве рекламной кампании нового напитка Fuze Tea. ASMR-стимулы были рассчитаны на все пять органов чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус). Поэтому посетители могли попасть в несколько комнат, последняя из которых была связана с дегустацией рекламируемого товара.

https://arkdes.se/en/utstallning/asmr-weird-sensation-feels-good/ (фотограф Йохан Делин)

В апреле-ноябре 2020 года в Шведском национальном музее архитектуры и дизайна ArkDes (Стокгольм) проходила специализированная выставка Weird Sensation Feels Good, в которой принимали участие ASMRтисты, автор термина (Дженнифер Аллен) и исследователи из Британии, США, Швеции (Джулия Поэрио, Крейг Ричард, Хельга Садовски). Посетители могли поучаствовать в иммерсивных звуковых перформансах Клэр Толан, расслабиться на витиеватых диванах вместе с подвешенными около них экранами и наушниками, на которых транслировались ASMR-ролики.

Важным элементом цифровой ASMR-культуры стал ранее упомянутый веб-сайт Крейга Ричарда ASMRUniversity.com (с 2014 года), на котором он не только рассказывает о важных событиях, связанных с ASMR, но и производит творческий контент. Например, даже журналистский жанр радиоинтервью Ричард интерпретирует в духе релаксического ASMR-аудио. Собственно, именно Крейг Ричард написал первое практическое руководство по ASMR-стимуляции ("Brain Tingles", 2018), в котором проанализированы многие так называемые "триггеры" (стимулы), которые вызывают соответствующий эффект в человеческом мозге.

Сфера услуг также обратилась к новому модному феномену. Например, под руководством уроженки Сингапура Мелинды Лау в Нью-Йорке существует иммерисивный спа-салон Whisperlodge, основанный на ASMR-эффекте. В Турции и Индии модными стали салоны ASMR-парикмахеров/массажистов. На YouTube функционирует самостоятельный канал PithoTv, который состоит исключительно из видео, снятых на сеансах смешанного барбершопинга. Эти видео не только рекламного характера предоставляемых услуг, но и сами собой представляют ASMR-видеокультуру сетевого типа.

Именно онлайн-театр у микрофона стал основным направлением ASMR-искусства. Во-первых, у онлайн-театра много зрителей (особенно в обстановке мировой пандемии). Во-вторых, зрители онлайн-театра изначально находятся в самой пригодной обстановке для получения ASMR-стимуляции: как правило, зритель находится дома, он уединён, его никто не отвлекает от восприятия тихих звуков, никто не мешает расслабиться. Так как аудиовизуальный театр терапевтический, то его главными выразительными средствами являются слуховые и зрительные стимулы, которые, как мы ранее упоминали, часто называют триггерами (англ. triggers)5.

5 Например, ASMR-артистка Ильзе Блансерт ("TheWaterwhispers") в своей книге берет интервью у многих своих коллег по поводу триггеров [10].

Звуковые триггеры ASMR-роликов (как аудио, так и видео) довольно обширны. У кого-то вызывают мурашки одни шумы, у кого-то — совершенно иные. Пользователи Всемирной сети ищут своего ASMR-артиста, звуковое творчество которого наиболее соответствует их сенсорным запросам. Некоторые выбирают, медленную прерывистую речь, тихий голос (шёпот), причмокивание и дыхание в микрофон, шумы от потирания и манипуляций ладонями, звуки переворачиваемых страниц книги. Другим более интересны постукивание ногтями по бумажной или пластиковой упаковке, звуки расчесываемых волос, шорох целлофана, удары костяшек. Третьи делают ставку на монотонный хруст от поедания соленых огурцов, чавканье клейкой массы, скрип от резания мыла, лёгкое царапание по микрофону, бульканье или быстрое цоканье языком6. Собственно, многие звуковые библиотеки сегодня уже содержат такой тематический раздел, как негромкие "ASMR-звуки", что указывает на востребованность специфических шумов в медиаиндустрии. А сами ролики содержат вступительный раздел "Анонс" | "Preview", который состоит из нарезки тех звуковых триггеров, которые присутствуют в ролике, хронометраж которого может быть несколько часов (существуют ролики длиной даже 10 и 20 часов).

6 Есть даже совсем аномальное использование для расслабления звуков, по своей природе представляющих угрозу жизни, например, передёргивание затвора автомата или частые нажатия на курок пистолета (вероятно, это уже психическое отклонение).

Некоторые ASMR-художники пытаются организовать шумы по музыкальному принципу, для чего прибегают к цифровой обработке звука (в том числе изменению его тембра и реверберации) и созданию ритмометрической фигурации. Нередко это придает звучанию юмористический оттенок. Например, американец Джонатан Торсон считает, что ASMR-видео состоит двух частей любви и одной части юмора:

Стереофонический эффект важен для создания эффекта присутствия и погружения в материал. Иммерсия усиливает воздействие звуковых триггеров, поэтому широко используется в онлайн-театре. Неслучайно, что большинство ASMR-роликов сегодня записывается на микрофонную стереопару, звук перемещается от левого канала к правому и обратно. Многие ASMRтисты используют даже специальные бинауральные микрофоны, окруженные реверберационными чашечками в форме человеческих ушей. При прослушивании таких роликов через наушники реципиент не только попадает в виртуальную звуковую атмосферу ASMR-шумов, но ему будет без всяких сомнений казаться, что сам шепчущий источник находится и перемещается буквально у его изголовья. Слушатель может воспринимать не только расположение звука, но и расстояние до звукового источника7.

7 Собственно, для этих же целей прибегают и к интерактивным панорамным видео в формате 360° (зритель может менять ракурс обзора).

Действующих лиц в ASMR-театре немного. Так, в кадре можно видеть, к примеру, двух персонажей, один из которых парикмахер или массажист (ASMRтист), другой — его клиент. Но чаще в кадре всего один герой, который непосредственно обращен к своему зрителю-реципиенту. Эстрадный театр одного актёра обусловлен ещё и условием интимности обстановки для ASMR-стимуляции. Разыгрывается прямое общение с пользователем ролика, имитация дотрагивания до него. Не исключено, что самыми действенными триггерами в ASMR-роликах являются шёпот, шумы и имитация визуальными действиями тактильных эффектов.

Естественно, что все визуальные триггеры также направлены на формирование расслабляющей обстановки, они отличаются плавностью движений, спокойствием цветовой гаммы, доброжелательностью ведущего, пытающегося казаться вашим хорошим другом. Неслучайно, что ASMR-артисты часто повторяют фразы типа "мой друг", "мои дорогие", "всё хорошо", "расслабься", "как вы себя чувствуете?", "релакс, бро". Движения рук перед камерой, будто бы прикасающихся к голове реципиента, и использование в кадре ароматических свечей — направлены на имитацию визуальными средствами осязательных и обонятельных триггеров. Многие просто ведут душевный разговор перед камерой шёпотом, некоторые едят перед микрофоном, тщательно пережевывая еду и сглатывая слюну (вызывая этим аллюзию на вкусовые триггеры), третьи комментируют издаваемые ими шумы, делятся своими впечатлениями от звуков, рисуют картины, читают книги, учат иностранному языку или искусству создавать ASMR-ролики в компьютерной программе.

Но особенно популярным стало превращать ASMR-ролик в ролевую игру, в которой иммерсивность (погружённость в действие) проявляется ещё более эффективно [3]. Иммерсивные ролевые игры ASMR-артистов превратили их творчество в обособленную ветвь звукового кинематографа, которая в искусствоведческой науке пока не исследована. Блогеры сочиняют самые разные кинематографические ситуации, начиная от разыгрывания услуг массажа лица и плеч, макияжа и стрижки, — до имитации коммуникации с персонажами из фантастических миров прошлого или будущего, для чего используются сложный грим, съёмка на хромакей, многодорожечный видеомонтаж.

На основании практического опыта попробуем кратко выделить коммуникационные и эстетические особенности данного иммерсивного игрового звукового кинематографа развлекательного чувственно-приятного характера. В качестве объектов исследования прибегнем к разным видеоканалам хостинга YouTube.

Во-первых, особенностью ASMR-кинематографа является "персональное медиавещание", которым достигается эффект привыкания к ведущему и его голосу, а также становление веры в возможность данного актёра вызывать "оргазм головного мозга". ASMR-канал представляет собой канал одного человека, перевоплощающегося в разных персонажей. При этом прямые потоковые эфиры могут усилить связь между артистом и зрителем, который становится таковым далеко не с первого просмотра. К ASMR-артисту, в отличие от актёра традиционного кино, реципиенту нужно привыкнуть, нужно его признать "своим", в которого нужно поверить, который должен физически нравиться, которому можно доверять и при котором можно быстро и легко расслабиться. Вполне закономерно, что ASMR-видео очень популярны среди тех, кто использует их от стресса, бессонницы, одиночества или просто для физического удовольствия ("массажа головного мозга"). Поэтому можно сказать, что ASMR-театр — это театр привыкания.

Во-вторых, особенностью ASMR-кинематографа является его "виртуальная интимность": разыгрывание дружеского общения и заботы о незнакомом виртуальном друге. Неслучайно, что ролевые игры часто воссоздают интимное гигиеническое действо (наложение макияжа, стрижка и/или укладка волос, спа-процедура, приём у врача), персональный урок рисования, обучение шитью или любому другому хобби. Удивительно, но часто создатели медленно пережевывают пищу перед микрофоном ("гастрономические видео") или просто спят перед камерой. При создании видеоролика ASMR-артист взаимодействует с камерой, как с головой человека, перемещаясь от левого микрофона (левого уха зрителя) к правому микрофону (правому уху зрителя), нередко артист имитирует разные поглаживания, массаж плеч, осмотр органов зрения, обоняния или слуха. Профессиональные ASMR-артисты целенаправленно создают в своей игре эффект межличностной коммуникации с единственным зрителем (кстати, прямые эфиры, в которых активно проявляются многие пользователи YouTube-канала, а ведущий активно перебрасывается с целью получения доната от одного "юзера" к другому — нередко разрушают качество виртуальной интимности). Можно сказать, что ASMR-театр — это не только онлайн-театр одного актёра, но, по своей сущности, и театр "единственного" зрителя.

Собственно, эффект присутствия (иммерсии) здесь также направлен на усиление интимности, когда пользователю будет казаться, что он находится с артистом-другом в одном помещении. Бинауральный стереофонический звук и стереофоническое 360-градусное видеоизображение используются в ASMR-искусстве именно для этого.

В-третьих, особенностью ASMR-кинематографа является не только достижение состояния расслабления и интимности со зрителем, но и "стимуляция головного мозга", которая целенаправленно достигается различными триггерами, прежде всего, звуковыми. Конечно, такие триггеры могут возникнуть случайно в реальной жизни. Но этой случайности ASMR-искусство противопоставляет специально создаваемые (искусственные) шумы, "вытянутые" в своей плотности (громкости) посредством микрофонов, что отдаляет AMSR-триггеры от природных шумов, слышимых в обычной обстановке. ASMR-искусство — это часть медийной культуры, связанной с повышенной чувствительностью микрофона, передающейся человеческому уху (и далее мозгу). При этом нельзя сказать, что видеоролики ограничиваются только звуковыми и визуальными триггерами, поскольку действиями ASMR-артиста могут симулироваться тактильные триггеры (например, бесконтактный массаж головы), а также имитироваться обонятельные и/или вкусовые триггеры (например, при использовании в кадре горящей аромасвечи, курении актёром трубки или имитации пития лечебного зелья зрителем).

Сегодня уже сама по себе фантазия создателя ролевой игры представляет собой эстетический интерес, даже для людей, не способных испытывать ASMR-стимуляцию, направленную то ли на выработку одного гормона (эндорфина), то ли другого (окситоцина), то ли некой комбинации гормонов. Поэтому ASMR-ролики смотрят даже люди, не испытывающие никакого физиологического удовольствия от их просмотра. Их привлекает эстетический момент. Действительно, порой сама реализация сценария ролика уже довольно интересна, чтобы быть даже предметом анализа искусствоведов. Тем более, что эти опусы могут быть сняты на высоком кинематографическом уровне (в плане ракурса съемки, монтажа, реквизита, грима, спецэффектов и пр.) и связаны не только с перевоплощением в персонажей из реальной жизни прошлого, настоящего или будущего, но и с перевоплощением в явно выдуманных персонажей фантастического мира, к примеру, Гарри Поттера (как это показано выше).

Как видим, это уже не доморощенное творчество, доступное любому подростку, а профессиональная "чувственная", в прямом смысле этого слова (не путать с "эмоциональной"), киноиндустрия, хоть и довольно камерная, в которой можно видеть даже анимационные видеоролики. ASMR-артисты нередко создают ремейки сцен из видеоигр или фильмов, в которых есть аллюзии на ASMR-стимуляцию. Вот, к примеру, наглядный видеосюжет "из закулисья" о том, как команда ASMRтистки Гиби в 2021 году создавала такой ремейк на сцену макияжа из кинофильма Тима Бёртона "Эдвард Руки-ножницы" (1990):

Что касается анализа звуковой дорожки ASMR-роликов, то тут можно отметить одну важную деталь. Часто ASMRтисты непосредственно создают внутрикадровые шумы посредством различных предметов (это явно внутрикадровый звук, то есть существующий внутри экранного диегезиса, повествования). Тем не менее, порой интернет-творцы выходят за рамки кинематографического диегезиса, не просто создают звук, который могут слышать или воображать персонажи в кадре (диегетический или метадиегетический звук), но снимают границу между виртуальным и реальным пространством, имитируют звуки, будто бы исходящие от самого смотрящего. К примеру, человек в кадре как бы расчёсывает волосы медийного реципиента, для этого около камеры располагается объект (который в кадре не виден), способный издавать звуки близкие натуральным (или же шумы добавляются впоследствии при монтаже). Расчёска приближается к камере, заходит за её границы и соприкасается с невидимым объектом. Зритель воспринимает эти звуки как звуки его мира (его волос) по эту сторону экрана. Нельзя назвать эти звуки экстрадиегетическими (недиегетическими), так как этим термином принято обозначать закадровое звуковое оформление/сопровождение кинематографического диегезиса (закадровая "авторская" музыка, закадровая речь, звуковые спецэффекты) [2]. В упомянутом случае, звуки не оформляют и не сопровождают кадры, а выходят за пределы кинематографического в иммерсивную псевдо-реальность, то есть вообще "отрицают" диегезис как таковой (можно назвать их антидиегетическими звуками). И если видеоигры посредством звука пытаются "втянуть" игрока в виртуальный мир, то в ролевых играх ASMR-артисты, наоборот, делают попытки (пока спонтанные) войти в реальный мир игрока.

Тем не менее, акцент на новом эстетическом изображении или звуке здесь вообще не стоит, поскольку базовый сценарий иммерсивного ASMR-фильма строится на чередовании блоков, в каждом из которых монотонно повторяется набор тех или иных триггеров, имеющих иную цель — вызывания ASMR-удовольствия через органы чувств "единственного" зрителя. Пока невозможно точно сказать, связано ли воздействие этих блоков с феноменами гипноза или медитации, но то, что, данный феномен сегодня стал модой в Интернете, не вызывает сомнения. Особенно, если учесть количество детей, создающих свои ролевые онлайн-игры о магазинах канцтоваров, ASMR-школе и пр.

К слову, новая интернет-субкультура уже вызвала обширную контр-субкультуру, критикующую и пародирующую творчество ASMR-артистов (https://youtu.be/dF3vjGYzz0U, https://youtu.be/ycgSzc4Grdo, https://youtu.be/YF5WfTd7058, https://youtu.be/qCquS3xoT2E). И не только в Сети. Так, в десятой серии третьего сезона телесериала The Good Fight (CBS All Access, 2019) можно видеть комическую сцену, когда юристы пытаются манипулировать судьей при помощи ASMR-стимуляции.

The Good Fight (2019)

Конечно, при первом знакомстве с этим "искусством" многие будут возмущены и зададутся вопросом, какое отношение к миру образов имеет, например, мужчина в кадре, обмазывающий пеной и бреющий (в прямом смысле этого слова) микрофон? На первый взгляд — никакого. Но это только на первый взгляд. Мужчина создаёт не классические художественные образы, а "образные триггеры". Тут же возникает второй вопрос, а зачем триггеру нужна образность. На первый взгляд — не нужна вовсе. Но если учесть, что для завоевания своего зрителя просто шуршаниями или манипуляциями рук сегодня уже просто нельзя ограничиться в силу количественного "прыжка" AMSRтистов (это не время ролевых игр Алана Чумака на Центральном телевидении СССР, которым и противопоставить тогда было нечего), а также предположить, что триггерное наслаждение может взаимодействовать или усиливаться эстетическим наслаждением, — то это сочетание "триггер + образ" уже обретает смысл. Собственно, вероятно, это и есть наш главный научный вывод о том, что AMSR-искусство в сети "Интернет" представляет собой воплощение звуковых и визуальных триггеров, облачённых в иммерсивную кинематографическую (эстетическую) форму. И данный синтез содержания и формы способен усиливать физическое ASMR-наслаждение. Если, конечно, зритель поверит в условность происходящего на экране, как это он делает при просмотре классического фильма.

Список литературы

  1. Бакиров Д. В. Звуковая партитура в голливудских сценариях Эйзенштейна с позиции диегезиса // ЭНЖ "Медиамузыка". № 11 (2020). URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/11_1.html.
  2. Бысько М. В. Шумология // ЭНЖ "Медиамузыка". № 3 (2014). URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_6.html.
  3. Ahuja, Nitin K. “It Feels Good to Be Measured”: Clinical Role-Play, Walker Percy, and the Tingles // Perspectives in Biology and Medicine. 2013. Vol. 56 (3). P. 109-115.
  4. Barratt E. L., Spence Ch., Davis N. J. Sensory Determinants of the Autonomous Sensory Meridian Response (ASMR): Understanding the Triggers // NCBI. 06.10.2017. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4380153/ (дата обращения: 17.01.2022).
  5. Lochte B. C., Guillory S. A., Richard C. A. H., Kelley W. M. An fMRI Investigation of the Neural Correlates Underlying the Autonomous Sensory Meridian Response (ASMR) // BioImpacts. 2018. Vol. 8 (4). P. 295-304.
  6. Milosevic S. Autonomous Sensory Meridian Response (ASMR) // SteadyHealth. 22.10.2020. URL: https://www.steadyhealth.com/medical-answers/autonomous-sensory-meridian-response-asmr (дата обращения: 10.01.2022).
  7. Richard C. History of ASMR: 500 million years (podcast episode #1) // AsmrUniversity. 01.09.2015. URL: https://asmruniversity.com/2015/09/01/asmr-university-podcast/ (дата обращения: 02.02.2022).
  8. Smith Ch. “Weird Feeling That Feels Good”: The Phenomenon Known as ASMR // SteadyHealth. 15.10.2020. URL: https://www.steadyhealth.com/medical-answers/weird-feeling-that-feels-good-the-phenomenon-known-as-asmr (дата обращения: 10.01.2022).
  9. Tihanyi B. T., Ferentzi E., Beissner F., Köteles F. The Neuropsychophysiology of Tingling // Consciousness and Cognition. Vol. 5. Feb. 2018. P. 97-110.
  10. Young J., Blansert I. ASMR (Idiot's Guides). N. Y.: Alpha. 272 pp.

References

  1. Bakirov D. V. Zvukovaya partitura v gollivudskikh stsenariyakh Eizenshteina s pozitsii diegezisa. In ENZh "Mediamuzyka" [ESM "Mediamusic"], 2020, no. 11. URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/11_1.html (In Russian).
  2. Bysko M. V. Shumologiya. In ENZh "Mediamuzyka" [ESM "Mediamusic"], 2014, no. 3. URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_6.html (In Russian).
  3. Ahuja, Nitin K. “It Feels Good to Be Measured”: Clinical Role-Play, Walker Percy, and the Tingles. In Perspectives in Biology and Medicine. 2013, Vol. 56 (3), pp. 442-451.
  4. Barratt E. L., Spence Ch., Davis N. J. Sensory Determinants of the Autonomous Sensory Meridian Response (ASMR): Understanding the Triggers. In NCBI, 06.10.2017. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4380153/ (accessed: 17.01.2022).
  5. Lochte B. C., Guillory S. A., Richard C. A. H., Kelley W. M. An fMRI Investigation of the Neural Correlates Underlying the Autonomous Sensory Meridian Response (ASMR). In BioImpacts, 2018, Vol. 8 (4), pp. 295-304.
  6. Milosevic S. Autonomous Sensory Meridian Response (ASMR). In SteadyHealth, 22.10.2020. URL: https://www.steadyhealth.com/medical-answers/autonomous-sensory-meridian-response-asmr (accessed: 10.01.2022).
  7. Richard C. History of ASMR: 500 million years (podcast episode #1). In AsmrUniversity, 01.09.2015. URL: https://asmruniversity.com/2015/09/01/asmr-university-podcast/ (accessed: 02.02.2022).
  8. Smith Ch. “Weird Feeling That Feels Good”: The Phenomenon Known as ASMR. In SteadyHealth, 15.10.2020. URL: https://www.steadyhealth.com/medical-answers/weird-feeling-that-feels-good-the-phenomenon-known-as-asmr (accessed: 10.01.2022).
  9. Tihanyi B. T., Ferentzi E., Beissner F., Köteles F. The Neuropsychophysiology of Tingling. In Consciousness and Cognition, Feb. 2018, Vol. 5, pp. 97-110.
  10. Young J., Blansert I. ASMR (Idiot's Guides). N. Y.: Alpha. 272 p.

УДК 615.8 + 654.198 + 7.067

Библиографическая ссылка:

Лицензия Creative Commons